ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Общефизическая подготовка и основы самообороны»
Возраст обучающихся : 4-6 лет
Срок реализации: 3 года
Хворов А.А – педагог
дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Общефизическая подготовка и основы самообороны» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа оказывает уникальное воздействие на физические, психические и личностные качества ребенка. В каждом возрастном периоде происходит наибольшее формирование и развитие физических качеств. Многочисленное количество двигательных действий и вариантов их исполнения формирует базу координированности занимающихся. Формирование устойчивой психики особенно актуально при занятии самообороной, так как помогают ребенку контролировать свои эмоции и в нужный момент собраться с мыслями. Особенно важную роль в этом играет развитие личностных качеств таких как: терпение, упорство, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, лидерство, уважение к старшим, совместная работа в команде, эмоционального равновесия.
Цель программы: формирование целеустремлённой, адекватной, вежливой, гармонично развитой личности, имеющей навыки самообороны.
Задачи:
- 1. Образовательные
- формирование представления о здоровом образе жизни;
- формирование устойчивой психики;
- формирование и развитие физических качеств;
2. Развивающие
Развитие:
- координации движений своего тела: ловкость, равновесие, овладением новым двигательным действиям в разных условиях;
- гибкости своего тела: растяжка мышечно-связочного аппарата ;
- силовых качеств: формирования мышечной силы тела человека;
- быстроты;
- выносливости;
- реакции;
- стрессоустойчивости;
3. Воспитательные задачи:
- воспитание трудолюбия;
- воспитание настойчивости в достижение поставленной цели;
- воспитание терпения при достижении поставленной цели;
- воспитание целеустремлённости;
- воспитание волевых качеств;
- воспитание уважительного отношения к старшим;
- воспитание потребности помощи слабому;
Условия набора и режим занятий:
Данная программа ориентирована на детей в возрасте 4-6 лет имеющих письменное разрешение врача для занятий физической культурой. Программа рассчитана на 3 года обучения. Группы учащихся формируются с учетом возраста и физической подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю то 20 до 40 минут;. Наполняемость группы 12 человек.
Ожидаемый результат обучения по программе:
- 1 год обучения – этап начальной подготовки (НП).
- 2 год обучения - учебно-тренировочный этап (УТ), этап начальной спортивной специализации
- 3 год обучения – учебно-тренировочный этап (УТ), этап углублённой спортивной специализации
Итоги подводятся в следующих формах
- Теоретические зачеты по разделам программы и технике безопасности;
- Соревнования.
- Открытые показы занятий родителям.
Каждая часть имеет свои задачи и является очередной ступенью в процессе овладения технико-тактическим арсеналом.
На этапе начальной подготовки зачисляются желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и самообороной, имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- привлечения к занятиям оздоровительными физическими упражнениями максимального количества детей для достижения физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых им для подготовки к общественно полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных занятий и умений;
- адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирования основ ведения единоборства;
- освоение подготовительных действий, куда входят действия, связанные с ритуалами единоборств;
- подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группе;
Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; равномерный; круговой; соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
ТЕМА |
Количество часов |
примечание |
||
|
|
Всего |
Теор. занятий |
Практич. занятий |
|
|
Техника безопасности на занятиях |
1 |
1 |
|
|
|
Правила этикета при занятиях |
30мин |
30 мин |
|
|
|
Правила поведения в спортивном зале и вне его |
1 |
1 |
|
|
|
Упражнения в положении лежа |
4 |
|
4 |
|
|
Упражнения в положении стоя |
3 |
|
3 |
|
|
Техника работы руками
|
4 |
|
4 |
|
|
Техника работы ногами
|
3 |
|
3 |
|
|
Общая физическая подготовка
|
7.30 |
|
7.30 |
|
Итого часов |
24 |
2.30 |
21.30 |
|
Содержание 1 года обучения
Овладением материала происходит в рамках следующих тем:
- Подготовительные действия: Правила этикета, правила поведения в спортивном зале и вне его
- изучение традиций, ритуалов ;
- изучение техники безопасности в спортивном зале;
- личная гигиена;
- Упражнения в положении лежа :
- Упражнения в положении стоя:
Простейшие способы самообороны:
- Техника работы руками
- выполнение движений руками вперёд;
- Техника работы ногами
- выполнение основных движений ногами (вперёд, сбоку, вперёд с боку)
- Общая физическая подготовка
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа ;
- сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине .
- приседания
- кувырок вперед
- стойка на лопатках;
- мост на руках;
- падение на бок, спину;
- шпагат
На учебно-тренировочном этапе (этап начальной спортивной специализации) осуществляется формирование групп из занимающихся 1-2 годов обучения, выполнивших успешно контрольные нормативы 1-го года обучения.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;
- овладение основами техники и тактики,
- подготовка и выполнение нормативных требований по специальной и физической подготовке соответствующей возрастной группе;
- расширить арсенал выполнения приемов из основных положений лежа;
- расширить круг технических действий из положений лежа выполняемых, из одного, отдельно взятого положения;
- освоить выполнение простейших способов самообороны.
- освоить технику движений руками на средней дистанции, расширить арсенал движений ногами;
- совершенствовать прямые движения руками и основные движения ногами в комбинациях;
- совершенствовать изученные технические действия в комбинациях;
- совершенствовать объем предыдущей программы.
Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; круговой; контрольный; повторно-переменный; соревновательный.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
ТЕМА |
Количество часов |
примечание |
||
|
|
Всего |
Теор. занятий |
Практич. занятий |
|
|
Техника безопасности |
2 |
2 |
|
|
|
Упражнения в положении лежа: |
6 |
|
6 |
|
|
Упражнения в положении стоя
|
5 |
|
5 |
|
|
Техника работы руками
|
5 |
|
5 |
|
|
Техника работы ногами
|
4 |
|
4 |
|
|
Комбинированная техника работы руками и ногами |
6 |
|
6 |
|
|
Подготовительные действия и общая физическая подготовка
|
8 |
|
8 |
|
Итого часов |
36 |
2 |
34 |
|
Содержание 2 года обучения
Овладением материала происходит в рамках следующих тем:
- Техника безопасности – проводятся беседы о поведении в спортивном зале
- Упражнения в положении лежа – выполнение упражнений (по 2-3 из каждого изученного положения).
- Упражнения в положении стоя;
Основы самообороны;
- Задняя подножка;
- бросок с колен;
- Техника работы руками
. - выполнение движений руками вперед и сбоку;
- выполнение комбинаций из движений руками (прямых, боковых);
- Техника работы ногами
- выполнение движений ногами с разворота
- выполнение движений ногами согнутыми в колене
- Комбинированная техника движений рук и ног
- выполнение комбинаций из движений руками и основных движений ногами;
- Подготовительные действия и общая физическая подготовка
- выполнение требований предыдущих программ;
- вставание на мост из стойки и обратно;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине
- приседания
- акробатическая подготовка выполняется в объеме предыдущих программ, а также освоить кувырок назад через плечо, колесо.
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа
- сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине
- приседания.
Учебно-тренировочный этап (этап углубленной спортивной специализации) формируется из занимающихся 1-2 годов обучения, выполнивших успешно контрольные нормативы 2-го года обучения.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;
- овладение основами техники и тактики вида самообороны, приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях среди новичков;
- подготовка и выполнение нормативных требований по специальной и физической подготовке соответствующей возрастной группе;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований;
- освоить способы самообороны с подниманием партнера;
- расширить арсенал движений и закрепить выполнение комбинаций из движений руками и ногами;
- совершенствовать объем предыдущих программ.
Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; круговой; контрольный; повторно-переменный; соревновательный.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
ТЕМА |
Количество часов |
примечание |
||
|
|
Всего |
Теор. занятий |
Практич. занятий |
|
|
Техника безопасности |
2 |
1 |
1 |
|
|
Упражнения в положении лежа
|
8 |
|
8 |
|
|
Упражнения в положении стоя
|
6 |
|
6 |
|
|
Техника движений руками
|
7 |
|
7 |
|
|
Техника движений ногами
|
5 |
|
5 |
|
|
Комбинированная техника движений рук и ног
|
8 |
|
8 |
|
|
Подготовительные действия и общая физическая подготовка |
12 |
|
12 |
|
Итого часов |
48 |
1 |
47 |
|
Содержание 3 года обучения
Овладением материала происходит в рамках следующих тем:
- Техника безопасности – проводятся беседы о поведении в спортивном зале
- Упражнения в положении лежа: выполнение упражнений из положения снизу (10-20 упражнений)
- Упражнения в положении стоя
- Выполнение защитных действий при самообороне;
- Техника движений руками
. - совершенствование движений сбоку ;
- совершенствование комбинаций из движений руками (прямых, боковых);
- Техника движений ногами
- совершенствование движений ногами с разворота
- совершенствование движений ногами согнутыми в колене.
- Комбинированная техника движений рук и ног
- выполнение комбинаций из движений руками и основных движений ногами;
- Подготовительные действия и общая физическая подготовка
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа ;
- сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине .
- приседания ;
- выполнение требований предыдущих программ;
этап спортивного совершенствования формируется из занимающихся 2-3 годов обучения, выполнивших успешно контрольные нормативы 2-3го года обучения
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- прочное овладение техникой;
- совершенствование индивидуальной физической формы;
- освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта
- совершенствовать выполнение основ самообороны в соединении с упражнениями лежа;
- совершенствовать выполнение основ самообороны в соединении с упражнениями стоя;
- совершенствовать объем предыдущих программ.
Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; круговой; контрольный; повторно-переменный; соревновательный; индивидуальный.
Методическое обеспечение программы
При реализации данной программы педагогом используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются различные методы организации деятельности обучающихся.
Формы занятий:
- практическое занятие;
- теоретическое занятие;
- показательное выступление;
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
Основные методы и приемы работы:
По форме организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы по малым группам ( 2-7 человек )
- индивидуальный;
- игровой;
При подготовке детей к показательным выступлениям, проводятся в основном индивидуальные занятия.
Формы контроля и подведения итогов:
- зачет (выполнение контрольных нормативов);
- открытое занятие для родителей;
- участие в соревнованиях, показательных выступлениях;
Техническое оснащение занятий:
- занятия по данной программе проводятся в спортивном зале, который должен быть оснащён турником, гимнастическими матами, скакалками, набивными мячами;
- для успешной работы учащиеся должны иметь спортивную форму, ударно захватные перчатки, бандаж для защиты паха, накладки на голень.
Дидактический материал:
Для успешной работы по данной программе используются следующие дидактические материалы:
- методический материал педагога (тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации и т.п.);
- книги и пособия по физическому развитию детей школьного возраста;
- пособия и видеоматериалы по самообороне.
Литература
Литература для педагогов:
- Гаткин Е.Я. Букварь самбиста. – М.: «Лист», 1997.
- Иванов-Катанский С.А. Техника борьбы в одежде. – М.: Фаир-ПРЕСС, 2000.
- Рожков В.А. Искусство защиты без оружия. – СПб.: «Нотабене», 1992
- Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г. Меры безопасности на уроках физкультуры.Волгоград,2003