МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №38


"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г.НИКОЛЬСКОЕ"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ      ПРОГРАММА

« Общефизическая подготовка и основы самообороны»

 

Возраст  обучающихся : 4-6 лет

Срок реализации:  3 года

 

Хворов  А.А  – педагог

дополнительного  образования

 

Санкт-Петербург

2013

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

            Образовательная программа «Общефизическая подготовка и основы самообороны» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

Данная программа оказывает уникальное воздействие на физические, психические и личностные качества ребенка. В каждом возрастном периоде происходит наибольшее формирование и развитие физических качеств. Многочисленное количество двигательных действий и вариантов их исполнения формирует базу координированности занимающихся. Формирование устойчивой  психики особенно актуально при занятии самообороной, так как помогают ребенку контролировать свои эмоции и в нужный момент собраться с мыслями. Особенно важную роль в этом  играет развитие личностных качеств таких как: терпение, упорство, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, лидерство, уважение к старшим, совместная работа в команде, эмоционального равновесия.

Цель программы: формирование целеустремлённой, адекватной, вежливой, гармонично развитой личности, имеющей навыки самообороны.

 Задачи:

  1. 1.      Образовательные

-     формирование представления  о здоровом образе жизни;

-     формирование устойчивой психики;

-     формирование и развитие физических качеств;

2. Развивающие

      Развитие:

 -    координации движений своего тела: ловкость, равновесие, овладением новым двигательным     действиям в разных условиях;

-     гибкости своего тела: растяжка мышечно-связочного аппарата ;

-     силовых качеств:  формирования мышечной силы тела человека;

-     быстроты;

-     выносливости;

-     реакции;

-     стрессоустойчивости;

3. Воспитательные задачи:

-     воспитание трудолюбия;

-     воспитание настойчивости в достижение поставленной цели;

-     воспитание терпения при достижении поставленной цели;

-     воспитание целеустремлённости;

-     воспитание волевых качеств;

-     воспитание уважительного отношения к старшим;

-     воспитание потребности помощи слабому;

Условия набора и режим занятий:

 Данная программа ориентирована на детей в возрасте 4-6 лет имеющих  письменное разрешение врача для занятий физической культурой. Программа рассчитана на 3 года обучения. Группы учащихся формируются с учетом возраста и физической подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю то 20 до 40 минут;. Наполняемость группы 12 человек.

Ожидаемый результат обучения по программе:

  • 1 год обучения – этап  начальной подготовки (НП).
  • 2 год обучения  - учебно-тренировочный этап (УТ), этап начальной спортивной специализации
  • 3 год обучения – учебно-тренировочный этап (УТ), этап    углублённой спортивной специализации

 

Итоги подводятся в следующих формах

-          Теоретические  зачеты по разделам программы и технике безопасности;

-          Соревнования.

-          Открытые показы занятий родителям.

Каждая часть имеет свои задачи и является очередной ступенью в процессе овладения технико-тактическим арсеналом.

 На этапе начальной подготовки зачисляются желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и самообороной, имеющие письменное разрешение врача-педиатра.

 Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

-           привлечения к занятиям оздоровительными физическими упражнениями  максимального количества детей для достижения физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых им для подготовки к общественно полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных занятий и умений;

 -          адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;

-           овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирования основ ведения единоборства;

-           освоение подготовительных действий, куда входят действия, связанные с ритуалами единоборств;

-           подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группе;

Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; равномерный; круговой; соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

ТЕМА

Количество часов

примечание

 

 

Всего

Теор. занятий

Практич. занятий

 

 

Техника безопасности на занятиях

1

1

 

 

 

 Правила этикета при занятиях

30мин

30 мин

 

 

 

Правила поведения в спортивном зале и вне его

1

1

 

 

 

Упражнения в положении лежа  

4

 

4

 

 

Упражнения в положении стоя  

3

 

3

 

 

Техника работы руками

 

4

 

4

 

 

Техника работы  ногами

 

3

 

3

 

 

Общая физическая подготовка

 

7.30

 

7.30

 

Итого часов

24

2.30

21.30

 

 

 

Содержание 1 года обучения

 

Овладением материала происходит в рамках следующих тем:

  • Подготовительные действия: Правила этикета, правила поведения в спортивном зале и вне его

-   изучение традиций, ритуалов  ;

-   изучение техники безопасности в спортивном зале;

-   личная гигиена;

  • Упражнения в положении лежа :
  • Упражнения в положении стоя:

Простейшие способы самообороны:

  • Техника работы руками

-   выполнение движений руками  вперёд;

  • Техника работы ногами

-    выполнение основных движений ногами (вперёд, сбоку, вперёд с боку)

  • Общая физическая подготовка

-   сгибание и разгибание рук в упоре лежа  ;

-   сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине .

-   приседания

-   кувырок вперед

-   стойка на лопатках;

-   мост на руках;

-   падение на бок, спину;

-   шпагат

 

На учебно-тренировочном этапе (этап начальной спортивной специализации) осуществляется формирование групп из занимающихся 1-2 годов обучения, выполнивших успешно контрольные нормативы 1-го года обучения.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

-           разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;

-           овладение основами техники и тактики,

-           подготовка и выполнение нормативных требований по  специальной и физической подготовке соответствующей возрастной группе;

-           расширить арсенал выполнения приемов из основных положений лежа;

-           расширить круг технических действий из положений лежа выполняемых, из одного, отдельно взятого положения;

-           освоить выполнение простейших способов самообороны.

-           освоить технику движений руками на средней дистанции, расширить арсенал движений ногами;

-           совершенствовать прямые движения руками и основные движения ногами в комбинациях;

-           совершенствовать изученные технические действия в комбинациях;

-           совершенствовать объем предыдущей программы.

Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; круговой; контрольный; повторно-переменный; соревновательный.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

ТЕМА

Количество часов

примечание

 

 

Всего

Теор. занятий

Практич. занятий

 

 

Техника безопасности

2

2

 

 

 

 Упражнения в положении лежа:    

6

 

6

 

 

Упражнения в положении стоя  

 

5

 

5

 

 

Техника работы руками

 

5

 

5

 

 

Техника работы ногами

 

4

 

4

 

 

Комбинированная техника работы руками и ногами

6

 

6

 

 

Подготовительные действия и общая физическая подготовка

 

8

 

8

 

Итого часов

36

2

34

 

 

 

Содержание 2 года обучения

 

Овладением материала происходит в рамках следующих тем:

  • Техника безопасности – проводятся беседы о поведении в спортивном зале
  • Упражнения в положении лежа – выполнение  упражнений (по 2-3 из каждого изученного положения).
  • Упражнения в положении стоя;

               Основы самообороны;

  1. Задняя подножка;
  2. бросок с колен;
  • Техника работы руками

.           -           выполнение движений  руками вперед и сбоку;

-           выполнение комбинаций из движений руками (прямых, боковых);

  • Техника работы ногами

-           выполнение движений ногами с разворота

-           выполнение движений ногами согнутыми в колене

  • Комбинированная техника движений рук и ног

-           выполнение комбинаций из движений руками и основных движений ногами;

  • Подготовительные действия и общая физическая подготовка

-          выполнение требований предыдущих программ;

-           вставание на мост из стойки и обратно;

-           сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

-           сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине

            -           приседания

-           акробатическая подготовка выполняется в объеме предыдущих программ, а также освоить кувырок назад через плечо, колесо.

-         сгибание и разгибание рук в упоре лежа

-          сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине

            -           приседания.

 

 Учебно-тренировочный этап (этап углубленной спортивной специализации) формируется из занимающихся 1-2 годов обучения, выполнивших успешно контрольные нормативы 2-го года обучения.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

-           повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;

-           овладение основами техники и тактики вида самообороны, приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях  среди новичков;

-           подготовка и выполнение нормативных требований по  специальной и физической подготовке соответствующей возрастной группе;

-          приобретение навыков в организации и проведении соревнований;

-           освоить способы самообороны с подниманием  партнера;

-           расширить арсенал движений и закрепить выполнение комбинаций из движений руками и ногами;

-           совершенствовать объем предыдущих программ.

Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; круговой; контрольный; повторно-переменный; соревновательный.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

ТЕМА

Количество часов

примечание

 

 

Всего

Теор. занятий

Практич. занятий

 

 

Техника безопасности

2

1

1

 

 

 Упражнения в положении лежа

 

8

 

8

 

 

Упражнения в положении стоя  

 

6

 

6

 

 

Техника движений руками

 

7

 

7

 

 

Техника движений  ногами

 

5

 

5

 

 

Комбинированная техника движений рук и ног

 

8

 

8

 

 

Подготовительные действия и общая физическая подготовка

12

 

12

 

Итого часов

48

1

47

 

 

 

Содержание 3 года обучения

 

Овладением материала происходит в рамках следующих тем:

  • Техника безопасности – проводятся беседы о поведении в спортивном зале
  • Упражнения в положении лежа: выполнение упражнений из положения снизу (10-20 упражнений)
  • Упражнения в положении стоя 

 -         Выполнение защитных действий при самообороне;

  • Техника движений руками

.           -           совершенствование движений сбоку ;

-           совершенствование комбинаций из движений руками (прямых,  боковых);

  • Техника движений ногами

            -          совершенствование движений ногами с разворота

-           совершенствование движений ногами согнутыми в колене.

  • Комбинированная техника движений рук и ног

-           выполнение комбинаций из движений руками и основных движений ногами;

  • Подготовительные действия и общая физическая подготовка

-           сгибание и разгибание рук в упоре лежа ;

-           сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине .

-          приседания ;

-          выполнение требований предыдущих программ;

 

этап спортивного совершенствования  формируется из занимающихся 2-3 годов обучения, выполнивших успешно контрольные нормативы 2-3го года обучения

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

-           прочное овладение техникой;

-           совершенствование индивидуальной физической формы;

-           освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта

-           совершенствовать выполнение основ самообороны в соединении с упражнениями лежа;

-           совершенствовать выполнение основ самообороны в соединении с упражнениями стоя;

-           совершенствовать объем предыдущих программ.

Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; круговой; контрольный; повторно-переменный; соревновательный; индивидуальный.

 

Методическое обеспечение программы

   При реализации данной программы педагогом используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются различные методы организации деятельности обучающихся.

Формы занятий:

- практическое занятие;

- теоретическое занятие;

- показательное выступление;

- групповые занятия;

- индивидуальные занятия;

Основные методы и приемы работы:

 По форме организации деятельности учащихся на занятиях:  

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и

   фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы по малым группам ( 2-7 человек )

- индивидуальный;

- игровой;

При подготовке детей к показательным выступлениям,   проводятся в основном индивидуальные занятия.

Формы контроля и подведения итогов:

- зачет (выполнение контрольных нормативов);

- открытое занятие для родителей;

- участие в соревнованиях, показательных выступлениях;

 Техническое оснащение занятий:

- занятия по данной программе проводятся в спортивном зале, который должен быть оснащён турником, гимнастическими матами, скакалками, набивными мячами;

- для успешной работы учащиеся должны иметь спортивную форму, ударно захватные перчатки, бандаж для защиты паха, накладки на голень.  

Дидактический материал:

   Для успешной работы по данной программе используются следующие дидактические материалы:

- методический материал педагога (тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации и т.п.);

- книги и пособия по физическому развитию детей школьного возраста;

- пособия и видеоматериалы по самообороне.

Литература

 

Литература для педагогов:

  1. Гаткин Е.Я. Букварь самбиста. – М.: «Лист», 1997.
  2. Иванов-Катанский С.А. Техника борьбы в одежде. – М.: Фаир-ПРЕСС, 2000.
  3. Рожков В.А. Искусство защиты без оружия. – СПб.: «Нотабене», 1992
  4. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г. Меры безопасности на уроках физкультуры.Волгоград,2003